Я постоянно сталкиваюсь с различием экологичности и натуральности. Меня постоянно спрашивают, где и как приготовить или купить экологичные материалы. Но они имеют в виду не экологичность, а натуральность. Экологичность стала практически синонимом слова натуральность или безвредность.
Люди приходят на практикумы школы экоремонта, чтобы научиться спонтанным техникам оштукатуривания — таких, при которых возникают поверхности не монотонные, ровные, а интересные, богатые, природосообразные, естественные. Мотивация сильная, они приходят, платят деньги, начинают делать руками, – и не получается. Сознанием они решили делать, на уровне интеллекта, но рука продолжает заглаживать. И остановить это невозможно. Люди, которые работают с детьми, вспоминают, что с ними работают так же. Ребенок что-то делает, а они начинают это заглаживать. В 1-м классе родители выполняют задание за детей.
В работе с натуральными материалами приходится учитывать их характер, их сочетание с другими материалами, техниками и т. д. Они не дают сделать то, что задумано.
В определении экотерапии, которое сейчас всплывает на первой странице запросов пишется, что это использование природы или природы материалов для терапевтических целей. Это использование — не экотерапия, если вести речь о рамках экологичности. Это именно природотерапия (натуротерапия). И важно различать экотерапию и натуротерапию и выбирать между ними.
По натуротерапии достаточно много разработок — работа с лошадьми, собаками. На мой взгляд это использование животных для терапевтических целей, для исцеления, поддерживающей терапии.
Если же мы говорим об экотерапии, важно осознавать рамки экологичности, взаимодействия человека и природы, а не использование природы как средства. Это использование находится в русле культуры потребления. Человек так всегда жил — потребляя природу и не возвращая ничего взамен. Просто мы дошли до такой степени, что природа начинает возвращать нам это и мстить. Я бы предложил различать эти понятия и, если мы говорим об экотерапиии, говорить именно о вопросах взаимодействия с природой и осознавания последствий наших действий в природе по отношению к ней.
Наша жизнь, наши психологические и физиологические болезни и сложности тоже можно рассматривать как последствия искажений этого взаимодействия, в том числе внутри нас самих. В силу образования и интереса к психотерапии, мне интересно услышать еще какие-то версии, но я не нашел в психотерапии ничего экологичного кроме подхода Питера Левина. На английском называется somatic experiencing. На мой взгляд отсутствие каких то предложений в пространстве экологичной, не экологичной психотерапии — для психологов, психотерапевтов, экологистов — прекрасная возможность что-то сделать для возвращения к чему-то естественному, чего так мало в нашей жизни, окруженной социальными нормами, воспитанием и так далее.
Алексей Ширшов, создатель «Школы экологичного ремонта имени Тома Сойера»
Из материалов Первого круглого стола «Палитра экотерапии» 6.12.2013, Москва.
Добавить комментарий