Обращение к опыту коренных народов в экотерапии

Восстановлению связи с природой в экотерапии помогает обращение к опыту коренных народов. Объединение их традиций с методами современной психотерапии серьезно меняет границы и возможности терапевтического процесса.Чаще всего психотерапия рассматривается как проводимая в помещении словесная и познавательная деятельность, в центре которой – отношения между психотерапевтом и клиентом. В этих представлениях сеттинг (установки границ и правил) считается статичным, неизменяемым и находится под контролем терапевта.

Экотерапия предполагает альтернативный вариант терапевтических отношений и представлений о границах.

[pe2-image src=»http://lh3.googleusercontent.com/-lekADyYZD7I/THJtSf_ME8I/AAAAAAAAAmM/wiKAqZFuNf8/s144-c-o/IMG_0022.JPG» href=»https://picasaweb.google.com/112221538160142953495/22#5508585458819142594″ caption=»» type=»image» alt=»IMG_0022.JPG» ]

В этом направлении терапевтическим окружением является не кабинет, специально оборудованный для консультаций, а живая, изменчивая окружающая среда, которую ни терапевт, ни клиент не могут ни контролировать, ни присвоить. Это открытое и независимое пространство, которое существовало до их прибытия в мир и останется после их отбытия из него. В экотерапии окружающая независимая среда определяет способы бытия здесь-и-сейчас и может быть партнером, влиять на терапевтическое действо, углубляя его и проявляя новые смыслы.

В статье «Включить природу в терапию» доктора Р. Бергер (Израиль) и Дж. МакЛеод (Шотландия) рассказывают о нескольких идеях, играющих важную роль в построении и развитии экотерапевтического процесса.

[pe2-image src=»http://lh3.googleusercontent.com/-6lylZ49Yv8I/U29NTvD0sRI/AAAAAAAAF7I/R5S3I0dp0Cs/s144-c-o/IMG_0342.JPG» href=»https://picasaweb.google.com/112221538160142953495/20140510#6012109029008257298″ caption=»» type=»image» alt=»IMG_0342.JPG» ]

 Концепция «священного пространства» существует в большинстве традиционных культур. Ее основная функция в шаманской и традиционной медицине – создать пространство, защищенное от вторжения злых сил (духов) и разрешить проведение преобразующих ритуалов. С этой позиции «священное пространство» можно рассматривать как в полном смысле исцеляющее. В работе авторов эти концепция проявилась в виде идеи строительства дома-в-природе. Это место для работы, которое клиент создает своими руками в приглянувшемся ему месте и в соответствии со своими представлениями.

Создание дома-в-природе помогает связать мир, самостоятельно сочиненный и созданный клиентом, с миром конкретным, перенося изолированное и защищенное «лабораторное пространство» клиники в реальный и менее контролируемый природный мир. Такое путешествие «между мирами» можно использовать, чтобы помочь человеку интегрировать фантазии и конкретику, мечты и желания, возникающие в реальной жизни.

Творя дом-в-природе, клиент получает возможность задуматься о качествах того настоящего места (дома), где проводит свою жизнь, исследовать вопрос о том, как он чувствует надежность опоры, четкость границ, целостно ли его самоощущение. Этот подход побуждает клиента взять на себя ответственность и авторство в собственном процессе и помогает созданию терапевтического альянса.

[pe2-image src=»http://lh3.googleusercontent.com/-pC67w2I5_SM/UpfFxR6alzI/AAAAAAAAFRY/D9NzOh0FDAs/s144-c-o/DSCN1253.JPG» href=»https://picasaweb.google.com/112221538160142953495/201204#5951442883006076722″ caption=»» type=»image» alt=»DSCN1253.JPG» ]

Другая ключевая идея – природа как котерапевт – расширяет отношения терапевт – клиент, добавляя к ним природу в качестве третьего активного участника. Эта концепция влияет не только на сеттинг, но и на весь терапевтический процесс. В соответствии с этой идей терапевт может выбрать одну из двух позиций. Первая – занять центральное место, работая непосредственно с клиентом, и обращаться к природе как к фону или источнику инструментов. Вторая – более скромную, терапевт остается на заднем плане и выступает в качестве свидетеля, контейнера и посредника, что позволяет клиенту работать напрямую с природой. Трехсторонние отношения клиент – терапевт – природа могут быть использованы для расширения способов поведения человека и тем помочь ему воссоединиться со своим телом, духом, разумом, творчеством и подлинностью.

[pe2-image src=»http://lh3.googleusercontent.com/-Uc7Qhwt_5tE/U2F4zbv19YI/AAAAAAAAFzk/uKHN39hC55Y/s144-c-o/IMG_0457.JPG» href=»https://picasaweb.google.com/112221538160142953495/201402#6008216202906039682″ caption=»Эко-приключение 27 апреля на р. Наре.Волшебная елка — три обхвата» type=»image» alt=»IMG_0457.JPG» ]

 Концепция принадлежности к большему. Она также берет начало во временах, когда физическое, социальное и духовное существование людей напрямую зависело от природы. Тогда людям было жизненно важно ощущать себя частью целого. Человек был частью семьи, которая была частью племени, которое было частью природы, которая была частью вселенной. Каждый из элементов этой цепочки был взаимосвязан с другими, а изменение в одном влияло на все. Проявлением ее в экотерапии стала идея специальной организации объединяющих ритуалов. В шаманских сообществах при помощи ритуалов создавали чувства порядка и безопасности, поддерживали единение и ощущение контроля над неопределенностью жизни. Ритуал также был важен при помощи людям, переходящим из одного социального статуса в другой.

При современном разнообразии образов жизни и развитии индивидуализма довольно сложно находить те «высшие истины» или ценности, которые могут объединить людей вообще и группу клиентов в частности. Авторы предлагают рассматривать экотерапевтические ритуалы как инструмент для восстановления фрагментированной self.

Выбирая условия проведения семинаров (время суток, сезон года, погоду, и т. д.) можно обращаться к универсальным законам природы: циклам жизни и смерти, прошлого-настоящего-будущего. Соприкосновение с этими процессами позволяет клиентам рассказывать сложные истории и нормализовать их как часть разных жизненных циклов. Циклы закат – восход, прилив – отлив можно использовать в качестве метафор цикла рождения – смерти.

Встраивание времени горя и потери в большую естественную историю жизни может помочь клиенту увидеть новые смыслы переживания и исследовать свою историю с новых точек зрения. Работа с обновляющейся средой помогает обрести надежду и вернуть способность вносить изменения в жизнь. Связывание личного цикла с универсальными побуждает исследовать трансперсональные измерения, которые выходят далеко за рамки отношений человека с человеком.

[pe2-image src=»http://lh3.googleusercontent.com/-ICjmf0R5wwc/UpfFwvO4hCI/AAAAAAAAFRI/XlhRcSI0_A0/s144-c-o/DSCN1238.JPG» href=»https://picasaweb.google.com/112221538160142953495/201204#5951442873696683042″ caption=»» type=»image» alt=»DSCN1238.JPG» ]

Выбор ландшафта и разнообразных биотопов помогает во время осознанных физических путешествий в природе инициировать параллельные психологические и духовные поиски. Каждая часть природы – пейзаж, погода, животные и так далее – вызывает специфический отклик у клиента, приглашая его во внутренний процесс.

Встреча с природой может не просто помочь обратиться к универсальным принципам или стать мостом между людьми, но развивает способность человека вести диалог с неуправляемым.

[pe2-image src=»http://lh3.googleusercontent.com/-mE8p-L3ZZQ4/Ugp7JUcIw6I/AAAAAAAAE5M/3i_UOJzu_zY/s144-c-o/IMG_0090.JPG» href=»https://picasaweb.google.com/112221538160142953495/201303#5911672860912960418″ caption=»Плакун-трава или дербенник» type=»image» alt=»IMG_0090.JPG» ]

 Прямое соприкосновение с природными элементами может вызвать сильные эмоции и ощущения, которые ранее не были сознаны или разделены. Концепция прикосновений к природе основана на убеждении, что путем прямой физической, эмоциональной и духовной встречи с ней можно соприкоснуться с глубокими частями своей личности и ощутить сильную связь со Вселенной. Это возможность развивать качества, к которым при современном интенсивном образе жизни трудно получить доступ.

За последние несколько десятилетий, с появлением экологической психологии и других постмодернистских дисциплин, все больше и больше пишут о различных влияниях, которые окружающая среда оказывает на клиент-терапевтические отношения. Становится все более очевидно, что эстетика окружения влияет на проявление эмоций, а также социальное поведение человека. Однако значительная часть этих данных получена в городских условиях, в основном построенных и управляемых человеческими руками. Терапия природой может быть еще одним мощным элементом, расширяющим перспективу отношений с пространством и разворачивающим эти отношения до масштабов космического диалога.

Дополнительным эффектом экотерапии может стать зарождение на терапевтических встречах интереса к природе и ее охране и расширение личных представлений о социальных и коллективных интересах.

Источник: Berger and McLeod, «Incorporating Nature Into Therapy: a Framework for Practice»// Journal of Systemic Therapies, Vol. 25, No. 2, 2006, pp. 80–94